Блог
28.11.2023

Сетевые сообщества – зачем искать единомышленников в интернете

Интернет полон контента: материалы для саморазвития, фильмы и книги, подкасты и шоу, которые доступны тем, кто настроен проводить личное время с пользой. Но и не только! Сеть, связывая миллионы людей по всему миру, открывает беспрецедентные возможности для поиска и формирования группы единомышленников. О том, как устроены сетевые сообщества, объединяющие близких по духу личностей, и как сделать общение в интернете полезным – в новой статье Академии социальных технологий.

Как взаимодействие в интернете формирует сообщества

Пожалуй, первые глобальные сообщества стали появляться в сети с созданием социальных сетей, предполагающих поиск единомышленников по интересам, роду занятий, образованию. Уже на заре социальных сетей появились возможности для объединения в группы. Такие сообщества, например, формировались у приверженцев экстремальных видов спорта, поклонников определенных жанров музыки, ценителей кино и других видов искусства. Позднее появились профессиональные группы, позволяющие маркетологам, юристам, дизайнерам и представителям других направлений обсуждать возникающие в работе спорные вопросы и, если это требуется, искать новых заказчиков и клиентов.

Конечно, родоначальником этого движения стали тематические форумы, в которых люди из разных городов и стран делились мнениями по интересующим темам и обменивались опытом. Так, пользователи искали советов о том, как разрешить ту или иную проблему, возникшую при эксплуатации автомобиля, где и в какие месяцы рыбаков ждет лучший улов, а также совместно планировали отпуска, находя выгодные направления и наиболее привлекательные туристические маршруты.

Катализатором развития сетевого сообщества в этом плане стало возникновение в российском сегменте интернета – Живого журнала. На этой площадке пользователи вели классические дневники, делились яркими впечатлениями из жизни, рецензиями, а иногда и колкими наблюдениями в отношении окружающей действительности.

На этой плодотворной почве, конечно, стали появляться звезды сетевого сообщества – блогеры-миллионики, ставшие лидерами мнений, публикации которых интересуют и пользуются доверием колоссальной аудитории, иногда сопоставимой, а порой и превышающей аудиторию ряда средств массовой информации.

И это совершенно не случайно! Люди – существа социальные, а значит, нам жизненно важно объединяться с другими, близкими по духу личностями, поддерживать контакт, получать одобрение и изучать лучшие – успешные модели поведения. Условия для объединения в сетевые сообщества упростили удовлетворение этой потребности. Сегодня не требуется искать кружки, офлайн-сообщества или группы, которые периодически собираются на очные встречи. Достаточно определиться с интересами, найти сообщество, ценности которого вызывают отклик и поддержку, и присоединиться к единомышленникам.

Кстати, таким потенциалом интернета воспользовались и бренды, которые начали формировать вокруг товаров и услуг подобные сообщества приверженных потребителей. Конечно, капиталистическое видение изменило правила игры, включив в такие группы игровые механики и монетизацию, побуждающие пользователей делиться контентом и проявлять социальную активность. И в отношении таких сообществ речь идет скорее не об эмоциональной общности, которая образуется между представителями сообщества без какой-либо отдельно смоделированной базы, и определяется исключительно интересом к теме, которая мотивирует группу, а приверженности и лояльности бренду.

Таким образом, интернет стал и дополнительным средством для проведения досуга, расширив возможности и кругозор людей, площадкой для заработка денег и построения карьеры, иногда действуя и как мощный социальный лифт, а также открыл перспективы роста для профессионалов разных отраслей.

Интернет как катализатор социальных трансформаций

Появление и повсеместное распространение интернета стало не только катализатором перемен, но и силой, которая трансформировала общество. Вот лишь некоторые из сфер, где, благодаря интернету удалось достигнуть значительных прорывов:

  • Поиск информации – в цифровую эпоху достаточно сделать поисковый запрос в Яндекс или Google, чтобы ознакомиться с интересующими сведениями или освежить в памяти требующуюся информацию. Теперь знания доступны в кармане и не обязательно помнить все.
  • Совершение покупок – онлайн-маркетплейсы и сервисы по доставке продуктов сняли обязательность посещения физических магазинов. Кроме того, теперь пользователям доступно наглядное сравнение стоимости и характеристик товаров, а значит, это позволяет делать покупки на наиболее выгодных условиях.
  • Знакомство с контентом – теперь не требуется подбирать подходящий сеанс в кинотеатре или подстраивать собственный график под программу телепередач на телевидении. Интересующие фильмы и программы, а также музыка доступны в режиме онлайн. И главное – в то время и в том месте, где это удобно пользователю.
  • Ведение банковских счетов – сегодня банки располагают собственными мобильными приложениями и сервисами для проведения онлайн-операций, которые делают переводы, оплату счетов и другие операции оперативными и легкими.
  • Продвижение товаров и услуг – Интернет катализировал средства маркетинга и рекламы. Современные средства сбора информации о пользовательском поведении в сети и предпочтениях клиентов позволяют делать кастомизированные предложения, которые способны в максимальной степени удовлетворить потребности.
  • Удаленная работа – готовность общества и технологий к работе в удаленном формате гарантировала мобильность населения – теперь выполнять задачи можно из любого места земного шара.
  • Виртуальное общение и возможность создания сетевых сообществ по интересам, которые сняли границы и проблему расстояний между людьми.

Другими словами, уже сложно представить жизнь в эпоху до развития интернета – настолько сильно он обогатил нашу жизнь, но и сделал людей в некоторой степени зависимыми.

Польза профессиональных интернет-сообществ

Профессиональные сетевые сообщества открывают доступ к знакомству с коллегами со всего мира, наставниками и менторами, а также теми людьми, которые в перспективе могут стать вашими клиентами. Такое взаимодействие позволяет присоединиться к базе знаний и оставаться в курсе отраслевых событий, узнавать о последних тенденциях и инновациях.

Расскажем о некоторых правилах, которые помогут качественно проявляться в таком сообществе:

  1. Будьте открыты – делитесь информацией и экспертным опытом как о профессиональных достижениях, так и провалах. Сопровождайте публикацией сведениями о том, что помогло достичь успеха, и уроках, которые удалось вынести из сложных ситуаций. Это поможет другим профессионалам избежать ошибок и создаст более объемную картину восприятия положения вещей.
  2. Вступайте в дискуссии – делитесь мнением и собственным опытом, когда кто-то из участников сообщества спрашивает совета.
  3. Запрашивайте информацию у сообщества и задавайте вопросы – рассказывайте о сложных кейсах, с которыми сталкиваетесь в ходе работы, развивайте диалог, живо комментируя мнения участников. Относитесь к идеям товарищей по сетевому сообществу с уважением и принятием.
  4. Делитесь результатами работы – рассказывайте о завершенных проектах, подкрепляя их портфолио. Такой подход поможет получить обратную связь других участников рынка, комментарии, в том числе и конструктивную критику, которая поможет стать лучше. Кроме того, представление результатов работ поможет составить профессиональное реноме, которое будет полезным для продвижения экспертизы и квалификации среди потенциальных заказчиков.
  5. Принимайте участие в профессиональных мероприятиях, проходящих в очных и онлайн-форматах. Выступайте с докладами и презентациями, поддерживая деловую активность и побуждая других участников делиться наработками.

Кроме того, членство в профессиональных сетевых сообществах способно облегчить процесс поиска и подбора персонала. Если ищете нового члена в команду, попробуйте разместить вакансию в группе, попросите рекомендации у участников рынка – это поможет обеспечить точечное попадание запроса в целевую аудиторию.

Конечно, эти и другие рекомендации сработают при 100% соблюдении культуры и правил сообщества. В этой связи предлагаем после вступления в группу взять небольшой тайм-аут, чтобы ознакомиться с тем, как устроено общение, с какой периодичностью открываются новые дискуссии, какими негласными правилами руководствуются участники. Впрочем, и официальные – установленные правила стоит знать и не нарушать, в противном случае – не исключено неприятие группой и другие жесткие меры – вплоть до исключения из сообщества.

Сетевые сообщества на службе у брендов

Наличие у компании сформированного сетевого сообщества оказывает несоизмеримую услугу бизнесу – таким образом компания получает прямой выход на собственную аудиторию, способна исследовать ее и взаимодействовать с ней напрямую. В итоге бренды получают доступ к качественной и достоверной маркетинговой информации, которая, конечно, будет доступна, если сообщество выстраивается под контролем профессионалов, умеющих это делать. Так бренду открывается знание о возрасте, половой принадлежности, семейном положении, профессии, месте проживания потребителей.

Собственное сообщество, сформированное вокруг бренда, поможет изучить портрет аудитории, досконально разобраться в причинах, по которым они принимают решение о покупке или откладывают ее. Кроме того, это сработает как источник информации о пользовательском опыте, который, заинтересованному в развитии бренду, даст ценные о сведения о том, как стоит улучшить и совершенствовать продукт или услугу, чтобы сохранить лояльность.

Расскажем о некоторых из форматов коммуникации, которые помогут облегчить связь с потребителями в таком сообществе:

  1. Ведение дневников использования товара или услуги. С такими публикациями, сопровожденными фото- и видеоматериалами выступают и представители бренда, и клиенты. Посты, которые выкладывают клиенты, покажут, как и при каких условиях обычно происходит взаимодействие с товарами и услугами, какие эмоции при этом испытывают люди.
  2. Дискуссии – живое взаимодействие по темам, связанным и не связанным с брендом, поддержат актуальность сообщества и побудят пользователей обращаться к площадке как постоянно обновляемому источнику информации.
  3. Проведение опросов – как правило, лояльные клиенты заинтересованы в том, чтобы любимый продукт становился лучше, и будут готовы отвечать на вопросы и предоставлять требующуюся информацию.
  4. Получение оперативной обратной связи в формате диалога – возможность оставить комментарий, интегрированная на платформу сетевого сообщества, позволит собирать мнения потребителей и чутко реагировать на изменения настроений, гибко совершенствуя продукт под запросы аудитории.

Резюмируя, отметим, что собственное сетевое сообщество, созданное брендом, повысит лояльность аудитории, а также продемонстрирует клиентоцентричность – истинную заинтересованность в удовлетворении потребностей клиента.

Еще в Блоге Смотреть все
Еще в Ленте Смотреть все